Лекарства-подделки отличить всё сложнее

Лекарства-подделки отличить всё сложнее

Произоводители лекарственных препаратов, надзорные органы и эксперты констатируют: технологии подделки лекарств достигли таких высот, что зачастую их невозможно отличить от оригиналов. О количестве же поддельных медикаментов на российском рынке разные структуры предоставляют разные данные.

Так, по статистике Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), полученной в результате заказанного Содружеством производителей фирменных торговых марок исследования, в 2010 году в России около 5—7 % рынка лекарств составляли подделки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценила долю подделок на российском рынке в прошлом году в 12 %, а Росздравнадзор — лишь в 0,02 %.

При этом количество поддельных лекарств в России снижается — в 2005 году было обнаружено 168 серий подделок, в 2009 году — 40, а в 2010-м — 44. Чаще всего подделки обнаруживают различные экспертные организации — на их долю приходится до 50 % обнаруженного контрафакта, ещё 23 % подделок разоблачают фармацевтические компании, и ещё 20 % обнаруживаются усилиями правоохранительных органов.

Газета «Коммерсантъ» пишет, что в обнаруженных поддельных лекарствах зачастую выявляется содержание токсичных для человека веществ, в том числе кирпичной пыли, крысиного яда, тяжёлых металлов, пестицидов. Производители фальшивок для придания правильного цвета таблеткам используют чернила для принтеров, промышленную краску и даже мастику для пола.

По статистике Росздравнадзора, свыше половины циркулирующих на российском рынке подделок произведено здесь же, ещё порядка 10 % поступает в Россию из стран ближнего зарубежья, в том числе Прибалтики, и от 30 % до 50 % — из Юго-Восточной Азии, в основном КНР и Индии. В прошлом году силами департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ было проверено около 4,7 тыс. фармкомпаний, в результате было изъято 54 тыс. упаковок подделок.

Одним из наиболее громких прошлогодних разоблачений является дело ООО «Терра», которое входило в состав международного фармацевтического холдинга «Аттис». Раскрылось, что руководство «Терры» оптом поставляло в Россию нелицензионные лекарства, произведённые в Белоруссии. В период 2005—2010 годов ООО «Терра» получило 4,475 млрд рублей незаконного дохода.

Эксперты делят поддельные лекарства на три группы. К первой из них причисляют «препараты-пустышки», они являются наиболее безопасными для человека, так как не содержат какого-либо активного вещества. Вторая группа объединяет «препараты-имитаторы», в них основное активное вещество заменено дешёвым аналогом.

К этой же группе относят лекарства, в которых активного вещества меньше, чем в оригинале, а также «препараты-копии», внешне повторяющие продукцию других производителей. К третьей группе подделок относятся лекарственные препараты с истекшем сроком годности и переклеенными ярлыками.

Старший директор подразделения глобальной безопасности фармкомпании Pfizer Стив Аллен сообщил, что сегодня производители поддельных лекарств достигли необычайных технологических высот: «Контрафактные лекарства могут быть практически неотличимы от аутентичных, даже для пациентов, принимающих один и тот же препарат длительное время. Даже таможенники, пройдя тренинг по распознаванию контрафактных и аутентичных упаковок лекарств, не всегда могут это сделать».

Фармацевтические компании, стремясь защитить свою продукцию от подделок, постоянно внедряют новые способы защиты. Например, Pfizer при оформлении упаковок использует краску, которая применяется при печати денег, она способна изменять цвет. Другие компании разрабатывают упаковки, позволяющие легко определить, открывались ли они после выхода с завода.

Некоторые компании пытаются защититься от подделок с помощью штрих-кодов, позволяющих отслеживать товар по централизованной базе. В Гане и Нигере в прошлом году компаниями May&Baker Nigeria PLC и KAMA Group была запущена ещё более сложная технология, включающая в себя особый сервис, позволяющий покупателям лекарств с помощью бесплатного SMS-соообщения узнавать подлинность медикаментов.

Гендиректор «Фармэксперта» Николай Демидов рассказал, что подобные спецсредства важны не только для покупателей, но и для самих компаний, они имеют маркетинговое значение. «Маркетологи фармкомпаний давно поняли, что потребитель больше доверяет тем лекарствам, которые лучше защищены», — пояснил Демидов.

Между тем, у Росздравнадзора появился новый повод для беспокойства — продажи лекарственных препаратов через Интернет. Эту область рынка государство не в состоянии полноценно контролировать. По оценке ВОЗ, доля подделок среди продаваемых через Интернет лекарств достигает в отдельных случаях 50 %.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.